Dragon-Fox    Целевые игры    Обучение   Публикации 
Публикации, статьи, заметки - Зачем играют в новую работу

Учиться новому – процесс болезненный и неприятный, особенно, если ты приходишь в новую компанию с серьезным опытом работы и резюме. И тут – снова за парту. Новые правила, новые бизнес-процессы и руководители, даже дорога до работы непривычная. Смена работы – это стресс, выход из зоны комфорта. И каждый HR, в задачах у которого стоит адаптация персонала, хорошо понимает, что люди, с которыми он взаимодействует в рамках данной задачи, находятся в состоянии стресса

С одной стороны – превосходно. Масса книг и научных трудов написано о том, что развитие как раз и лежит вне зоны комфорта, что результатов добиваются голодные и злые, что на диване у телевизора научишься разве что кнопки на пульте нажимать. И при этом мы замечаем, что результаты по обучению у новичков не самые радужные, и что их стрессы с трудом конвертируются в результаты. Чаще всего новый сотрудник совершает много ошибок и ненужных телодвижений, хотя «мы же ему говорили!».

Давайте представим себе начало трудовой деятельности как игру. В этом представлении есть смысл – ведь смена работы подразумевает много задач на познание мира, а мы с детства привыкли, что познавать мир нужно через игру. Итак, смена работы – это начало большой игры с самим собой. Удачное трудоустройство и обучение всем тонкостям на новом месте – главный приз нашей игры. И, как водится в серьезных играх для больших детей, только поначалу нам противостоят другие игроки – соискатели этой же работы. Чтобы получить главный приз, нужно, в конце концов, победить самого себя. Так что мы изучим сегодня внутреннюю мотивацию нового сотрудника через мотивацию игрока.

Самую понятную типологию игроков предложил английский профессор Ричард Бартл

Публикации, статьи, заметки - Зачем играют в новую работу

Он поделил людей, играющих в игры, по типу мотивации на 4 типа – киллеры, карьеристы, коммуникаторы и исследователи

Давайте опишем каждый тип игрока

Киллеры (действие по отношению к Участникам игры) – это игроки, которые любят доминировать над другими. Этим людям важно не просто выиграть игру, – им важно, чтобы другие ее проиграли. Лучше всего их мотивируют рейтинги и списки, где их имя - наверху, или очень близко к нему

Девиз в бизнесе: «Наш продукт хорош, потому что он круче, чем у всех конкурентов!»

Карьеристы (действие по отношению к игровому Миру) – это игроки, которые любят достигать результатов, получать награды и справляться с вызовами. Этим людям важно, чтобы все видели их уровень развития. Лучше всего их мотивируют уровни, бейджи и звания

Девиз в бизнесе: «Наш продукт хорош, потому что он имеет больше всех наград и званий!»

Коммуникаторы (взаимодействие с Участниками игры) – это игроки, которые любят в игре, прежде всего, общение. Этим людям важны эмоции, общение, ощущение команды и «дружеское плечо». Лучше всего их мотивирует принадлежность к коллективу, теплая, дружеская атмосфера, возможность командной игры на общий результат

Девиз в бизнесе: «Наш продукт хорош, потому что мы делаем его с наилучшей командой!»

Исследователи (взаимодействие с игровым Миром) – это игроки, которые любят изучать возможности, предоставляемые игрой. Этим людям важны открытия и трудные достижения. Лучше всего их мотивирует возможность созидать, работать вне строгих рамок и ограничений

Девиз в бизнесе: «Наш продукт хорош, потому что мы делаем его с помощью самых передовых технологий!»

Любая типология требует времени на ее осмысление и принятие, поэтому сейчас стоит остановиться и поработать с уже прочитанным текстом. Вспомните, как вы или кто-то при вас играл в какую-то сложную игру. Оцените поведение игрока, а также игры, которые он выбирает для развлечения, и попытайтесь определить его тип

Если игрок любит игры, где дерутся, стреляют, участвуют в турнирах, побеждают живых или компьютерных врагов – то это, конечно, Киллер. Если игрок предпочитает квесты, игры-детективы, изучает все закоулки игрового мира, проходит одну игру кучу раз, пока не выяснит все – это Исследователь. Если игрок любит стратегии или экономические игры, собирает армии, строит империи, участвует в рейтингах, собирает бейджи всех достижений и кубки всех турниров – это классический Карьерист. А если игрок сидит в чате, общается со своим кланом или союзом, травит анекдоты за настольной игрой, и с удовольствием играет в игры, где нужно всем вместе собраться и победить Босса или злодея – это Коммуникатор

Осмыслили? Определили тип? Продолжим нашу мысль: поиск новой работы и адаптация на ней – это, во многом, большая бизнес-игра, и на основе типологии Бартла попробуем понять разницу в мотивациях новых сотрудников. Итак, в роли других участников игры для них выступают новые коллеги, а в роли игрового мира – новая компания, которую нужно изучать и в рамках которой нужно развивать своего «персонажа».

Получаются такие типы мотивации сотрудника в процессе адаптации:

Публикации, статьи, заметки - Зачем играют в новую работу

Сотрудники, ориентированные на Лидерство (действия, связанные с Командой) с вниманием отнесутся к информации, которая позволит им стать первыми. Это «Киллеры» нашей большой корпоративной игры, и важно направить их энергию вовне – к примеру, соревноваться с конкурентами. Новичкам с такой мотивацией трудно адаптироваться в подразделениях и компаниях, где нет конкурентной мотивации и важна командная работа. Особенно тяжело такие сотрудники-игроки воспринимают ценности философии «Win-Win».

Как легко определить мотивацию «Лидерство»?

Сотрудник изучает доски почета, визуальные подкрепления побед и подвигов других сотрудников. Ему интересны лидеры команды, и по каким критериям это лидерство измеряется. Во время разговора о вознаграждении такой сотрудник акцентирует внимание на переменной части, которая зависит от успехов в работе. В процессе адаптации он любит учиться у тех коллег, которые добились успеха – воспринимает лучшие практики с наибольшей мотивацией

Сотрудники, ориентированные на Карьеру (действия, связанные с Компанией) с вниманием отнесутся к информации, кто есть кто в компании, и как это выражается. Это «Карьеристы» нашей корпоративной игры и даже название менять не пришлось – оно с одинаковой легкостью применимо и к бизнесу. Новичкам с такой мотивацией трудно адаптироваться в подразделениях и компаниях, где много проектной деятельности и нет иерархической структуры. Особенно тяжело такие сотрудники-игроки воспринимают холократию – компанию «без менеджмента».

Как легко определить мотивацию «Карьера»?

Сотрудник изучает символы статуса, таблички на дверях кабинетов, внимательно относится к организационной структуре и своему месту в ней. Ему интересны возможности карьерного роста и при каких обстоятельствах происходит рост в компании. Во время разговора о вознаграждении такой сотрудник акцентирует внимание на показателях, которые покажут его эффективность руководству. В процессе адаптации он любит учиться у руководителей, которые объяснят, как нужно работать, и воспринимает информацию о требованиях и стандартах руководства с наилучшей мотивацией.

Сотрудники, ориентированные на Коллектив (взаимодействие с Командой) с вниманием отнесутся к информации о том, какие неформальные правила и обычаи приняты в новом коллективе. Это «Коммуникаторы» нашей корпоративной игры и важно сконцентрировать их внимание не только на «вхождение в коллектив», но и на результатах. Новичкам с такой мотивацией будет трудно адаптироваться в подразделениях и компаниях, где предполагается индивидуальная работа. Особенно тяжело такие сотрудники-игроки воспринимают элементы внутренней конкуренции в команде

Как легко определить мотивацию «Коллектив»?

Сотрудник изучает неформальные проявления активности в офисе – чайные столики, стенгазеты с фотографиями последнего корпоратива, открытки с поздравлениями коллег. Ему интересна атмосфера в коллективе и кадровая политика руководства. Во время разговора о вознаграждении такой сотрудник акцентирует внимание на том, что хороший коллектив важнее всего. В процессе адаптации он любит учиться вместе с будущим коллективом – причем перерывы и неформальное общение – это наилучшая мотивация в процессе обучения.

Сотрудники, ориентированные на Возможности (взаимодействие в Компании) с вниманием отнесутся к информации, что можно и что нельзя делать в Компании, как здесь относятся к новым идеям и к собственным подходам. Это «Исследователи» нашей корпоративной игры, и важно направить их энергию в проекты, где у них действительно будут возможности, которые их так мотивируют. Новичкам с такой мотивацией будет трудно адаптироваться в подразделениях и компаниях, где предполагается минимум личной инициативы. Особенно тяжело такие сотрудники-игроки воспринимают жесткие рамки полномочий и процессов, выход за которые не предусмотрен.

Как легко определить мотивацию «Возможности»?

Сотрудник изучает приоритеты компании, с охотой рассказывает о своих идеях и предложениях на новом месте работы. Ему интересно всё – он исследует новое место работы, задает много вопросов – и на собеседовании, и при адаптации. Во время разговора о вознаграждении такой сотрудник акцентирует внимание на возможности дополнительного нематериального вознаграждения в виде гибкого графика или возможности делать свои проекты. В процессе адаптации он любит учиться, и возможность любого обучения для него – наилучшая мотивация

Подведем итог. Мотивация сотрудника, работающего у нас давно и мотивация сотрудника, находящегося в процессе адаптации – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Высокий уровень энтузиазма и желание показать себя повлияет на оценку, даже если у вас хорошие тесты на мотивацию. Кроме того, у сотрудников служб оценки не всегда есть время и ресурсы оценить мотивацию каждого новичка

Данное распределение – Лидерство, Карьера, Коллектив и Возможности позволит вам уже на уровне собеседования или при первом знакомстве сотрудника с офисом понять, каким образом его обучать в процессе адаптации. И главное, как сделать так, чтобы он легко адаптировался в новом коллективе и в новой компании


Роман Крылов


Контакты

Если у Вас есть особые пожелания, можно создать решение под Ваши задачи
Опишите их, и мы разработаем проект для Вашей компании


  Dragon-Fox    Целевые игры    Обучение   Публикации